ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СТРУКТУРЫ
СЛОВА
(перестановок, пропусков,
недописывания слогов и букв).
1. Многократное произнесение слова вслух, затем звуковой анализ слова (на
первых порах по слогам), после чего перед записью ученик читает с отбиванием
слогового ритма.
2. Запись слова с проговаривакием.
3. Складывание из букв и слогов разрезной азбуки слогов и слов. При
этом слова подбираются так, чтобы слоги были совершенно различны (во избежание
путаницы в структуре слова). Вначале берутся слоги простые (согласный гласный),
а затем более сложные. В словах на первых порах орфоэпия должна совпадать с
орфографией.
4. Заполнение пропущенных букв в напечатанных или написанных словах.
5. Записывание слов и фраз после прочтения их вслух или про себя с применением
экрана (ширмочка и т.п.).
6. В упорных случаях на первых порах прибегают к артикуляционным схемам
(дети пишут, глядя на зарисованные схемы слога, слова).
7. Упражнение учеников в произношении слов по слогам под такт, отбиваемый
рукой, с последующей записью тоже под такт.
8. До записи слова требуется, чтобы дисграфик посчитывал количество букв
в нем и обозначил его цифрой над местом записи слова. После вторичного подсчета
букв уже записанного слова, если оба числа совпадают, цифра обводится кружком,
в противном случае находится ошибка, и слово записывается заново. Полезно также
каждую букву слова узнавать в других ее сочетаниях, сравнивать соответствующую
ей артикуляцию со сходной, сочетать ее с разными гласными (па -по - пу и т.д.)
9. При наличии слабого звукового анализа (звуки смешиваются, переставляются)
он усиливается медленным произношением логопеда (в процессе диктовки или
расчленения слова на его элементы) и таким же повторением учеником по звукам
или слогам: ннн-а ссс-то ллл-е ллл-е-жж-ит пе-рр-о (взрывные произносятся в слоге), Са-ша
живет дома.
10. При недописывании слов следует побольше давать упражнений на дописывание
их (учит..., книж..., удоч...), давая ключ к решению задачи в виде списка этих
слов полностью, но в ином порядке (книжка, удочка, учитель). Игровым материалом
в этом случае служит своеобразное домино: к карточкам с началом слова
приставляется карточка с его окончанием; можно составлять так целые фразы.
Детей нужно заставлять произносить особенно четко концы слов. Практикуется
игра: один начинает слово, а другой заканчивает его.
Полезно проводить игру в рифмы: к слову на карточке подбирается
карточка с рифмующимся словом.
Во всех случаях занятий с дисграфиками для самостоятельных, домашних
работ применяется активное (сознательное) списывание, т.е. списывание с
выполнением определенных и вполне посильных ученику заданий (подчеркивание,
обводка определенных букв, классификация слов данного текста в виде столбиков
на заданные буквы).
Комментариев нет:
Отправить комментарий